Новые санкции США

В начале этого года США пополнило перечень санкционных списков. Причиной расширения санкционного списка названа поддержка российского военно-промышленного комплекса и помощь в обходе ранее введенных ограничений. В частности, под санкции попали компании, поставляющие в Россию микроэлектронику, компоненты для авиационной техники и металлургии, а также другие товары двойного назначения. По мнению США, данные поставки способствуют нарастанию военной мощи России и позволяют ей обходить существующие экспортные ограничения. В обновленные списки вошло более 200 компаний и физических лиц из России и ее стран-партнеров. В данной статье подробнее рассмотрим новые ограничения, на кого они распространяются и какие последствия могут повлечь за собой.

Ограничения направленные на металлургический сектор

Соединенные Штаты Америки продолжают ужесточать принятые раннее ограничения в отношении нашей страны и стран-партнеров. Новый виток санкций серьезно затронул сектор металлургии. Санкционный список пополнился новыми фигурантами, являющимися крупными металлургическими заводами, а также их дочерними компаниями. Это накладывает еще больший отпечаток на ведение деятельности на международном рынке.

Новые ограничения крайне негативно сказываются на российских компаниях в сфере металлургии. В связи со сложившейся ситуацией они вынуждены кардинально изменить свой вектор, а именно переориентироваться на внутренний рынок и искать альтернативные пути для экспорта продукции. Активно прорабатываются логистические цепочки через дружественные страны, а также изучаются возможности расширения сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Кроме того, ужесточение санкций оказывает косвенное влияние на смежные отрасли, такие как машиностроение, строительство и оборонная промышленность, которые являются крупными потребителями металлопродукции

Вторичные санкции

Совсем недавно, в январе текущего года, на практике был впервые применен Указ Президента №14114. Данный документ повторно накладывает ограничения на зарубежные банки, которые взаимодействуют с организациями, являющимися фигурантами списков SDN.

Первым банком, на который были распространены данные ограничения стал «Керемет Банк» (Кыргызстан). По сведениям OFAC, он осуществлял переводы в российский банк, находящийся под санкциями.

Последствия: Данный прецедент демонстрирует, что OFAC активно отслеживает деятельность иностранных финансовых институтов для выявления нарушений санкционного режима. При обнаружении таких нарушений к банкам могут быть применены ограничительные меры. В дальнейшем подобные действия могут быть предприняты и в отношении других банков, что приведет к усилению комплаенс-контроля и затруднению международных расчетов.

Такой шаг со стороны OFAC значительно повышает риск вторичных санкций для финансовых учреждений, работающих с российскими контрагентами. Теперь иностранные банки должны проводить более тщательную проверку своих клиентов и транзакций, чтобы убедиться в отсутствии связей с лицами, находящимися под санкциями. Несоблюдение этого требования может привести к серьезным последствиям, включая отключение от долларовой системы, ограничение корреспондентских отношений и заморозку активов.

В связи с этим ожидается усиление давления на банки, расположенные в странах, имеющих тесные экономические связи с Россией. В первую очередь, это касается банков в странах постсоветского пространства, Центральной Азии, Турции и Китае. Эти финансовые институты будут вынуждены принимать более строгие меры для снижения рисков вторичных санкций, что, вероятно, приведет к увеличению стоимости транзакций и увеличению времени их проведения.

Кроме того, данное событие подтверждает, что OFAC проводит тщательный мониторинг операций, совершаемых иностранными банками.

Санкции ужесточаются

Также США ужесточили действовавшие ранее ограничения по отношению к российским компаниям и банкам. В соответствии с решением OFAC, теперь наложенные ранее санкции обусловлены не одним, а несколькими Указами: №14024 и №13662.

Основная сложность распространения второго приказа на наложенные санкции заключается в том, что отменить его можно лишь в случае совместного решения Президента страны и Конгресса. То есть, даже в случае смены власти, данный Указ продолжит иметь силу. Чтобы его снять потребуется выполнить следующие условия:

  • Организация обязана свернуть операции, которые привели к ее попаданию в перечень SDN.
  • Глава государства должен лично инициировать процедуру отмены санкций, предоставив законодательному органу подтверждения об устранении противоправных действий.
  • Парламент обязан продемонстрировать свою уверенность в правомерности исключения предприятия из санкционных перечней.

В связи с тем, что снять ограничения, наложенные в рамках действия Указа №13662, намного сложнее, российские компании имеют меньше шансов избавиться от ограничений.

Как будет складываться ситуация для российских компаний

Наблюдения за санкционной политикой Соединенных Штатов выявляют ряд важных направлений для российских предприятий:

  • В начале 2025 года наблюдается эскалация ограничительных мер, затрагивающих российские фирмы, в частности, в секторе металлургии.
  • Усложнение процедуры исключения из SDN-листа связано с введением новых критериев для включения в него.
  • Возникающая практика применения вторичных санкций в отношении зарубежных банков создает потенциальные трудности для проведения международных финансовых операций.

Российским компаниям, вовлеченным во внешнеэкономическую деятельность, крайне важно принимать во внимание данные риски. Укрепление механизмов контроля соответствия требованиям становится важнейшим инструментом защиты бизнеса в сложившейся обстановке санкционного давления.

Чтобы не попасть под санкции и выбрать надежных контрагентов, пользуйтесь сервисами Контур.Фокус и Контур.Компас.

Оставьте заявку сейчас
и получите скидку 5%

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности и пользовательского соглашения.

    Простой дружелюбный сервис