Понятие «контрагент»

В статьях на тему бизнеса, бухгалтерии и юриспруденции постоянно фигурирует слово «контрагент». Что же скрывается под этим понятием? О том, кто же такой контрагент, какими они бывают, а также об основных принципах взаимодействия между партнерами, подробно расскажем в этой статье.

Кто же такой контрагент?

Основные официальные документы, где можно встретить термин «контрагент», это- федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В данном законе контрагентом называется сторона договора ГПХ, получившая конфиденциальную информацию и закон 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», в котором контрагентом называется получатель или поставщик груза.

Также в некоторых законодательных актах можно встретить упоминание слова «контрагент», под которыми подразумевается синонимичное понятие- «партнер».

Использование термина «контрагент» достаточно распространено в налоговой и судебной практике. В первом случае определение используется в ситуациях проверки партнеров, а также в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам.

В судебной же практике термин «контрагент» в основном заменяет собой словосочетание «сторона договора».

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации отсутствует единое, зафиксированное определение слова «контрагент». Однако, в различных официальных бумагах, в бизнес-сфере, в налоговой и судебной практике контрагент характеризует делового партнера. Термин подразумевает физлицо или юрлицо, заключившее договор с компанией. При этом не имеет значение из какой страны контрагент. В качестве контрагента также могут выступать органы государственной власти.

Бывают случаи, когда контрагентом называют клиента. Это не совсем верно. Ведь клиент чаще всего приобретает товар или услугу и не имеет полномочий принимать какие-либо бизнес-решения. А контрагент является партнером, основным участником сделки, влияющим на ее исход.

Также для наилучшего понимания, назовем ряд ситуаций, в которых стороны соглашения не являются контрагентами:

  • супруги, заключившие брачный контракт;
  • владельцы собственности по договору долевого участия;
  • сотрудники и их работодатель, работающие по трудовому договору;
  • стороны корпоративных отношений.

Какими могут быть контрагенты?

Стороны являются контрагентами при заключении перечисленных в таблице видов гражданских договоров. В зависимости от типа договора определяется вид контрагентов:

Вид контрагентаТип договора
Продавец и клиентДоговор купли-продажи
Поставщик и заказчикДоговор подряда
Заказчик и подрядчикДоговор оказания услуг
Арендодатель и съемщикДоговор аренды
Заемщик и ЗаймодавецДоговор займа
Клиент, агент по финансам и факторФакторинг или обеспечение финансами под денежную уступку
Хранитель и клиентДоговор хранения
Страховщик и страховательДоговор страхования
Лицензиар и лицензиатЛицензия

Субъектом соглашения являются следующие контрагенты:

  • юрлица;
  • физлица;
  • ИП;
  • органы власти.

Также существует разделение контрагентов по географическому критерию. В таком случае можно выделить иностранных контрагентов и отечественных.

Принципы взаимодействия контрагентов

Сотрудничество между любыми контрагентами основывается на ряде принципов:

  • Принцип свободы договора

Данный принцип подразумевает заключение между партнерами любого рода сделок. Главное, чтобы они были в рамках законодательства и по собственному желанию каждой из сторон. Не допускается принуждение к заключению соглашения, или совершение сделки обманным путем. В таком случае договора могут признать недействительными. Организации самостоятельно выбирают контрагентов и предлагают им сотрудничество.

  • Принцип равенства

После заключения соглашения и его регистрации в ФНС все контрагенты становятся равны перед законом. Стороны имеют равные права и обязанности, ни одна из них не может быть поставлена выше другой, даже если контрагентом является орган власти.

  • Принцип добросовестности

Контрагенты должны уважать права и интересы друг друга, действовать добросовестно, соблюдать соглашения и своевременно выполнять свои обязательства.

  • Принцип восстановления нарушенных прав

В случае нарушения прав компании, ее представители имеют право возместить нарушенные права и обратиться с соответствующим заявлением в суд.

  • Принцип невозможности отказа от выполнения обязательств по договору в одностороннем порядке

По закону одна из сторон не может перестать исполнять обязательства по договору или расторгнуть его в одностороннем порядке. За исключением прописанных в законе случаев.

Почему важно проверять контрагентов?

Рекомендуется перед заключением сделки осуществить проверку контрагента на благонадежность. Благодаря проверке вы сможете:

  • минимизировать риски лишних трат и финансовых потерь. Заранее проверив контрагента, можно выяснить, что он часто срывает сроки или вовсе не выполняет обязательства по договору. Это позволит избежать сделок с неблагонадежными партнерами и не потерять деньги.
  • Выполнить все требования ФНС. Нередки случаи возникновения проблем с налоговой в результате сотрудничества с ненадежной компанией. Если ваш контрагент будет признан сотрудниками ФНС неблагонадежным или ведущим фиктивную деятельность для получения налоговой выгоды, ваш НДС не примут к вычету, а расходы не будут учетны в базе налога на прибыль. Так, возможно даже придется обращаться в суд за возмещением средств.

Рекомендуем в обязательном порядке проверить следующие данные о потенциальном партнере:

  • основную информацию (наименование, ИНН, коды ОГРН, юридический адрес и так далее);
  • данные о банкротстве;
  • сведения о задолженностях;
  • информацию об арбитражных делах.

Другие новости

Оставьте заявку сейчас
и получите скидку 5%

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности и пользовательского соглашения.

    Простой дружелюбный сервис