Несмотря на то, что категория товаров FMCG отличается наибольшей стабильностью во время кризисов. На сектор повседневных товаров оказывают негативное влияние различные внутренние и внешние факторы. В результате чего, страдает безопасность компании. В данной статье расскажем, что именно влияет на безопасность FaMCG-компаний и как обеспечить ее высокий уровень.
Какие компании относятся к сегменту FMCG
К категории товаров FMCG относятся продукты широкого спроса. Аббревиатура FMCG расшифровывается как Fast-Moving Consumer Goods. К ним относятся товары, которые люди покупают ежедневно для удовлетворения базовых потребностей. Например: еда и вода, товары для гигиены, медицинские препараты, канцелярию и так далее. Категория FMCG является наиболее стойкой и стабильной на рынке, поскольку спрос на эти товары является постоянным и не падает даже в условиях экономического спада.
Какие товары представлены на рынке FMCG?
Все товары на рынке FMCG делятся на 4 категории:
- повседневные товары. К данной категории относятся продукты с небольшим сроком годности и с высокой степенью расхода. Например, хлеб, молоко, овощи. Их покупают несколько раз в неделю, поскольку они быстро заканчиваются.
- продукция длительного хранения. Эти товары отличаются более длительным сроком годности и периодом использования. Например, шампуни, зубные пасты или крупы, сахар, соль. Все это можно покупать заранее про запас.
- сезонные товары. Они доступны к продаже всегда, но в определенные сезоны пользуются особым спросом. Например, мандарины покупают ближе к новому году, цветы к 8 марта и 14 февраля, а лекарства от гриппа и простуды осенью и весной.
- праздничная продукция. Не столь распространенная категория, но все же относящаяся к FMCG. У товаров для праздников: тортов, украшений, свечей, воздушных шариков и так далее нету определенных пиковых сезонов, но на них также отсутствует постоянный спрос. Они нужны всем людям в разное врем и с разной частотой.
Товарооборот FMCG
В стандартном варианте товары широкого потребления проходят три ступени прежде чем достигнуть конечного покупателя. Однако, бывают производители, напрямую сотрудничающие с конечным продавцом.
Первая ступень. Цепочку продаж запускают производители товара. Обычно это крупные корпорации, занимающиеся разработкой, созданием, продвижением и продажей своей продукции. Один производитель может одновременно производить различные товары из нескольких ниш. По проведенным подсчетам, более половины (6 из 10) крупнейших мировых производителей повседневных товаров заняли производители табачных изделий. В рейтинг также вошли такие известные бренды, как «Добрый», «Lay’s” и «Простоквашино».
Вторая ступень. После производителей товар попадает к крупным оптовикам или дистрибьюторам. Они выступают посредниками между финальными продавцами и посредниками. Оптовики перепродают продукцию розничным торговцам.
Третья ступень. Конечной точкой продаж, как правило, выступают розничные торговые точки или ритейлерами. Чаще всего это сетевые продуктовые магазины, как всем известные: «Пятерочка», «Перекресток», «Вкуссвил» и другие. Ритейлерами также могут выступать небольшие частные магазины, электронные магазины, рестораны и отели.
Особенности производителей в сфере FMCG
Большинству производителей товаров для повседневных нужд характерны следующие признаки:
- масштаб. Подавляющую долю FMCG-компаний на рынке занимают крупнейшие ТНК.
- Широкий перечень производимых товаров. В основном крупные поставщики специализируются на производстве сразу нескольких категорий товаров.
- Высокие темпы продаж. Фокус производителей товаров широкого производства направлен на постоянный потребительский спрос и низкую цену. Именно это обеспечивает высокую прибыль.
- Низкая надбавка. За счет переполненности рынка и большого наличия конкурентов, у игроков рынка невысокая маржинальность, обычно не более 30%. Иначе, вместо вашего товара, потребители просто выберут альтернативу.
- Взаимодействие с большим количеством партнеров. Сюда входят логистические компании, оптовики, ритейлеры, дизайнеры, рекламщики и многие другие.
Обеспечение экономической безопасности FMCG-компаний
Как и у любых других компаний, у организаций данного сегмента имеются свои риски, потенциально угрожающие экономической безопасности.
- Санкции. В столь сложной экономической ситуации компании в различных сферах имеют риски оказаться в санкционных списках.
- Высокий уровень инфляции в стране и недостаточный уровень зарплаты граждан. Конечно, окончательно спрос на данные товары не падает, однако, за счет снижения уровня доходов населения, люди начинают позволять себе меньше. Следовательно, доходы FMCG производителей падают.
- Изменения в законодательстве. Это является очень важным фактором, который прямым образом влияет на выручку компаний, а также на уровень их экономической безопасности. Например, все большее количество товаров нужно маркировать. Это значит требуются дополнительные расходы и обеспечение мер безопасности товарооборота.
- Ненадежные партнеры. Данный фактор риска имеется всегда. Чтобы его минимизировать необходимо пользоваться специальными сервисами проверки контрагентов.
Для обеспечения высокого уровня экономической безопасности компании, важно подходить к решению вопроса комплексно. Если речь идет о крупной компании, вопросы экономической безопасности лучше поручить специальному подразделению. Эксперты систематически оценивают текущий уровень безопасности компании, проводя внутренние проверки и аудиты.
Также важно проверять своих контрагентов на благонадежность перед заключением с ними сделки. С этой задачей поможет справиться специальный сервис Контур.Фокус. Он проверит полную проверку потенциального партнера по различным критериям и присваивает ему определенный цвет, соответствующий уровню риска (красный, желтый или зеленый).
Помимо этого, чтобы обезопасить себя от риска попадания под санкции, не лишним будет включить в договор санкционирую оговорку и предварительно запросить у контрагента заверение в том, что он не включен в санкционные списки.
Чтобы обезопасить себя от нежелательных бизнес-партнеров, проверьте их на благонадежность в сервисах Контур.Фокус и Контур.Компас.