В связи со сложной политической и экономической обстановкой в мире, наиболее стабильными и устойчивыми у России остаются отношения с Китаем. И, тем не менее американские и европейские власти, используют все имеющиеся рычаги давления для усиления санкционного давления на экономику нашей страны и минимизации взаимоотношения Росси и Китая. В этой статье разберем основные инструменты санкционного давления и рассмотрим перспективы и опасения сотрудничества с Китайскими контрагентами.
Как начиналась санкционная политика
В 2017 году власти США приняли закон CAATSA, который позволяет накладывать санкции на страны и отдельных лиц, которые сотрудничают с противниками Америки в сферах обороны, разведки и других смежных областях. Противниками США в данном контексте являются: Россия, Северная Корея и Иран.
В соответствии с данным законом вводятся следующие ограничения:
- Санкции за взаимодействие с американскими противниками. Закон предусматривает широкий спектр санкций против стран и лиц, которые ведут бизнес или сотрудничают с перечисленными выше противниками Америки в энергетическом секторе, разведке, обороне и других областях.
- Санкции против третьих стран: Основная особенность CAATSA заключается в том, что закон распространяется не только непосредственно к самим «противникам» США, но и к третьим странам, а также к отдельным лицам и компаниям, которые ведут бизнес с этими странами или иным образом сотрудничают с ними.
- Введение различных ограничений. В соответствии с законом вступает в силу большое количество самых разнообразных ограничений:
Блокировку активов в США.
Ограничение доступа к финансовым рынкам США.
Запрет на экспорт и импорт технологий и товаров.
Ограничение на выдачу виз.
Ограничение доступа к банковской системе США.
CAATSA является мощным инструментом внешней политики США, который используется для сдерживания противников. Однако закон вызывает много споров из-за своего экстерриториального характера и возможного негативного влияния на союзников США. И несмотря на громкие заявления властей США, данный инструмент применялся достаточно осторожно. Так, за 4 года после его введения санкции были наложены всего на 14 организаций и несколько десятков отдельных людей, которые вели сотрудничество с «врагами». Что касается Китая- основного партнера России. То среди этих организация и физлиц, всего лишь один человек и одна компания были из Китая.
Основное санкционное оружие
После CAATSA, в 2021 году был принят более серьезный указ № 14024. Он позволил Министерству финансов замораживать договора между Россией и ее партнерами в стратегически важных для страны секторах. Санкции создают серьёзные ограничения для затронутых ими компаний и лиц, ограничивая их доступ к финансам, технологиям и ресурсам. Российский энергетический сектор, как одна из ключевых целей, испытывает давление, влияющее на международные контракты. Кроме того, ограничения затрагивают третьи страны, взаимодействующие с Россией. Это усиливает напряжённость в международных отношениях.
По данному документу блокирующие санкции могут быть применены к тем, кто оказывает любую поддержку лицам, чьи активы уже заморожены. К 2024 году, санкционный список насчитывал 163 китайские компании, а также 8 отдельных людей.
Усиление рисков для китайских банков
Еще позднее, в конце 2023 году, в США был обнародован Указ № 14114, который вводит вторичные санкции против иностранных финансовых учреждений, проводящих операции с российскими подсанкционными компаниями или военно-промышленным комплексом. Указанные санкции также распространяются на платежи по сделкам с товарами из списка CHPL. В данный список включены те, товары, которые по мнению США имеют более высокую степень риска для безопасности их страны, если будут импортированы в Россию.
Теперь лицам из российского военно-промышленного комплекса, включая те, что в SDN, запретили проводить операции в США, за исключением разрешенных сделок в сферах продовольствия, медицины, энергетики и телекоммуникаций. Это усложнило торговые отношения России с Китаем, так как китайским банкам стало сложно доказывать, что сделки с российскими компаниями разрешены.
Основные ограничения 2024 года
В прошлом году в Америке было запущено два проекта, основной целью которых является повышение санкционного давления на Россию и страны, сотрудничающие с ней:
«No Limits Act 2024»- очень категоричный закон поскольку, он накладывает серьезные ограничения на множество важных для Развития России областей. Кроме того, он затрагивает отечественных партнеров: содействующих обходу санкций или экспортного контроля США в отношении России; входящих в список китайских военных компаний, сотрудничающих с Россией, или экспортеров автомобилей на российский рынок.
Законопроект «SEPAM Act of 2024» нацелен на блокировку иностранных банков, поддерживающих российскую, китайскую и иранскую систему передачи финансовых сообщений. Это негативным образом сказывается на наше сотрудничество с Китаем, поскольку банкам КНР становится все сложнее и сложнее работать с российскими контрагентами.
Каких принципов придерживаться российским компаниям при взаимодействии с Китаем в 2025 году
Начиная с 2017 год, американское правительство шаг за шагом ограничивает сотрудничество России с другими странами, в особенности с Китаем. Это значит, что следует соблюдать особую осмотрительность при сотрудничестве с Китайскими партнерами. Мы сформировали три основных принципа сотрудничества:
- Делайте акцент на то, что граждане КНР не обязаны следовать принимаемым в США законам.
- Избегайте санкционных факторов, таких как стороны сделки, её предмет или финансовые институты, участвующие в выполнении обязательств.
- Тщательно подходите к выбору инструментов для сотрудничества. России сейчас как никогда важно отслеживать санкционную политику третьих стран и в максимально сжатые сроки адаптироваться к новым ограничениям.