Даже компании, занимающиеся реализацией продукции, предназначенной для ежедневного пользования часто сталкиваются с различными видами угроз экономической безопасности. Например: санкции, неблагонадежные партнеры и другие факторы. В данной статье поговорим о том, с какими угрозами сталкиваются FMCG-компании и как их минимизировать.
Что обозначает аббревиатура FMCG?
FMCG в переводе с английского дословно обозначает «продукция повседневного спроса». К данной категории относится огромный перечень товаров, которые необходимы для удовлетворения повседневных потребностей. Среди них: еда, питье, бытовая химия, уходовая и декоративная косметика, канцелярия, детские товары, товары для животных, лекарства, продающиеся без рецепта и другие аналогичные товары.
Группы продукции на FMCG-рынке
В зависимости от регулярности применения того или иного товара из данной области, выделяют 4 группы:
Повседневные товары. В данную группу входит то, чем люди пользуются каждый день и покупают как минимум несколько раз в неделю. Например, продукты питания, такие как хлеб, мясо, молоко. Также товары из данный группы как, правило, имеют небольшой срок годности.
Продукция долгосрочного хранения. Сюда относят товары с более длительным сроком годности и не относящиеся к первой необходимости. Например, предметы гигиены, товары для уборки, продукты питания, которыми можно запастись на несколько месяцев вперед.
Сезонные товары. Особенность товаров из данной категории состоит в том, что в определенный период спрос на них сильно растет. Например, цветы перед праздником, канцелярка перед 1 сентября и так далее.
Праздничные товары. Эта категория включает различные предметы и товары, создающие атмосферу праздника: декор, пластиковая посуда, костюмы и так далее.
Людой товар из сферы FMCG имеют определенный путь, состоящий из трех уровней: первый уровень — производители. Они создают первоначальный продукт и занимаются его продвижением. Второй уровень — дистрибьюторы. Именно они выступают в качестве плацдарма между производителем и продавцом. Третий уровень — ритейлеры, реализующие продукцию конечным покупателям в магазинах, онлайн или кафе.
Некоторые нюансы FMCG-компаний
Давайте более внимательно изучим производителей товаров повседневного спроса (FMCG). У таких компаний есть несколько общих характеристик:
- Во-первых, речь идет именно о крупных компаниях. Основная доля товаров на рынке поступает от транснациональных или крупных национальных игроков. Хотя существуют также местные производители, их объемы значительно меньше. Для получения прибыли от товаров массового спроса необходимы большие объемы продаж, поскольку стоимость большей части товаров невелика.
- Во-вторых, производители FMCG всегда предоставляют широкий ассортимент продукции. Маловероятно встретить производителя одного вида товара в данной сфере.
- В-третьих, высокие уровни продаж. Клиенты регулярно возвращаются за товаром данного производителя. Сегодня человек покупает молоко, а завтра творог.
- В-четвертых, невысокая маржинальность. Большинство предприятий в секторе FMCG демонстрируют уровень маржи, не превышающий 30%. Это связано с большим количеством конкурентов. Ведь, если сильно поднять цены на продукты или другие повседневные товары, клиенты найдут другой аналогичный товар по более низкой стоимости.
- В-пятых, обширная сеть партнеров. С одной стороны, компании заключают контракты на поставку сырья, упаковки и оборудования, а также подписывают соглашения с логистическими и транспортными службами, снимают склады или офисы. С другой стороны, они работают с оптовыми и розничными торговцами для сбыта своей продукции. В итоге один производитель может иметь огромное количество самых разных партнеров.
Главные риски FMCG-организаций в сфере экономической безопасности
Ни одна компания не застрахована от рисков экономической безопасности. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Рассмотрим те из них, которые имеют отношение к FMCG-сектору.
Наложение санкций. Увеличение числа санкций и ответных мер повышает риски экономической безопасности для участников рынка FMCG. Компания может попасть под санкции или столкнуться с вторичными ограничениями за сотрудничество с партнерами, находящимися под санкциями. Санкции приводят к сбоям в цепочках поставок, увеличивают логистические расходы и поднимают цены на сырье, в результате чего некоторые материалы становятся недоступными.
Снижение доходов населения и инфляционные процессы. Продукты на рынке FMCG имеют постоянный спрос. Однако, снижение доходов населения, так или иначе, заставляет людей экономить, в том числе на товарах первой необходимости.
Ненадежные партнёры. Поставщики и клиенты, которые не выполняют свои контрактные обязательства, могут привести к финансовым потерям компании. Ненадёжный партнёр может сорвать график поставок сырья или уклониться от оплаты за большую партию.
Меры по поддержанию экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасности бизнеса требует применения комплексных мер. Для этого контроль за экономической безопасностью возлагается на специализированное подразделение. Сотрудники внутреннего контроля осуществляют регулярный мониторинг ключевых бизнес-показателей, чтобы оперативно реагировать на возможные угрозы. Кроме того, периодически в компаниях проводят аудит системы экономической безопасности.
Снизить риски, связанные с санкциями, возможно с помощью санкционного комплаенса. Перед заключением сделки необходимо проводить проверку на предмет санкций как для объекта договора, так и для контрагента. Важно постоянно отслеживать изменения в данной сфере. Рекомендуется также включать в договор санкционную оговорку, которая обезопасить себя и заморозить сделки, если одна из сторон подпадает под санкции.